? / 0 / 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22 / 23 / 24 / 25 / 26

Глава восемнадцатая:
Магическое мистическое путешествие
(Magical Mistery Tour)

За несколько недель до смерти Брайана Эпстайна мы с Джоном сидели на полу в позе "лотос" и болтали о разных пустяках, когда он вдруг спросил меня: "Ну, так когда ты переезжаешь в Лондон?"

"Что ты имеешь в виду? – не понял я. – Я в Лондон не переезжаю."

"Тогда быстро переезжай", – твердо сказал он.

"Да зае...л ты меня! Зачем мне туда переезжать?"

"Чтобы работать в "Эппл", зачем же еще."

"А что мне в "Эппл" делать?"

"А что хочешь, Пит. Переезжай сюда жить, и мы будем почаще видеться."

"Конечно, звучит это здорово, – сказал я, – но мне нужно подумать..."

"Да х...я-ли тут думать! – воскликнул Джон. – Собирай свои шмотки и переезжай."

Однако, через неделю, возвращаясь в Уэйбридж, я все еще не пришел к окончательному решению. Конечно, в принципе я был не против идеи работать с БИТЛЗ и ежедневно видеться с Джоном. Но с другой стороны, я достаточно уютно устроился со своей женой, маленьким сыном и супермаркетом на Хэйлинге.

Выяснилось, что в тот день Джона дома не было. Когда же Син сказала мне, что он торчит у Пола, я поехал прямо в Сент-Джонс Вуд. К немалому моему удивлению, Джон и Пол встретили меня, как какого-то героя, обняли меня с двух сторон за шею и повели в дом.

"Как здорово, что ты приехал, Пит! – говорил Пол. – И как здорово, что ты будешь работать с нами в "Эппл"!"

Я понял, что мое принятие в "Эппл" было уже свершившимся фактом. Уверенный, что я согласен войти в компанию БИТЛЗ, Джон уже рассказал всем об этом. Ну а поскольку мне не могло не польстить то, что Пол был настолько воодушевлен этой идеей, я тут же решил прекратить сопротивление.

Позднее в тот вечер я попытался выпытать у Джона, в чем будет заключаться моя работа в "Эппл". "Ну, мы планируем открыть для начала магазин одежды. Потом мы организуем сеть универмагов модной одежды по всему миру, но первый должен быть именно в Лондоне. Ну, а поскольку тебе о магазинах известно все, почему бы тебе не стать его директором?"

"Но я не знаю всего о магазинах одежды..."

"Ну, не знаешь, так узнаешь. А если это тебе не понравится – х... с ним, найдем тебе еще что-нибудь."

Джон уже много лет говорил, что БИТЛЗ неплохо бы было открыть дело, основанное на моде, но я всегда считал, что он только шутит. "Мы сможем продавать что угодно, – нередко говорил он мне, – если БИТЛЗ начнут носить костюмы с одним оторванным рукавом, то весь мир тоже захочет их носить. И мы сможем получить до х...я денег!"

Окончательное решение БИТЛЗ по этому поводу в основном было инспирировано появлением в их окружении группы чудаков под названием "Простак". Возглавлял эту четверку Саймон Постхьюма, прекрасный молодой голландский художник и модельер, сравнительно недавно попавший в водоворот лондонского "андэграунда" вместе со своей женой Марийкой Когер и еще одной прекрасной голландской девушкой с мечтательными глазами – Джози Лигер. Четвертым участником "Простака" был их британский менеджер и издатель Барри Финч.

Саймон, Марийка и Джози выглядели так, словно они только что сошли прямо со страниц сказок Братьев Гримм или "Хоббита" Джона Рональда Руэла Толкина. Они неизменно носили костюмы ручной работы из чудно окрашенного шелка, сатина и вельвета, представлявших "огонь", "воду" и "воздух". Благодаря неустанной рекламе Барри, "Простак" смог привлечь к себе внимание лондонских воскресных издателей, пищущих о моде. Как писала "Санди Таймс" в одной из таких статей: "Саймон одет так, чтобы олицетворять Воду. Его пиджак – это сверкающий люрекс голубоватых и зеленоватых оттенков, брюки же – из синего вельвета. Марийка – это природа, она – в синем и зеленом, на ее лифе изображена пасторальная сценка. Джози олицетворяет Космос и ее полночно-синие брюки искрятся наклееными желтыми звездами". Такие портняжные описания вполне подходили под пропитанное "кислоткой" настроение Лета Любви и, конечно же, Оркестра Сержанта Пеппера.

Новая карьера "Простака" в качестве костюмеров и дизайнеров БИТЛЗ началась после телепредставления "All You Need Is Love". А когда эти голладские художники потрудились над бунгало Джорджа и любимым пианино Джона, БИТЛЗ согласились финансировать "Простака" (в размере примерно 100 000 фунтов) и обеспечить коммерческий выход их экстатической моде, которым, как оказалось, я и должен был управлять.

В течение трех недель, что по моим ленивым темпам стало чудом быстродействия, я смог уговорить свою мать, прежде лет десять управлявшую небольшим универсамчиком в Вултоне, взять на себя мой супермаркет. Учитывая то, что моя сестра жила поблизости от Хэйлинга, в Фэйрхеме, это место оказалось идеально подходящим для нашей мамы, поскольку в Ливерпуле у нее не было близких родственников. Тем временем моя жена и сынишка продолжали жить в нашей квартирке на Хэйлинге, а я обрек себя на прежнюю рутину: в течение рабочей недели я жил в Кенвуде у Джона, а на субботу и воскресенье уезжал на юг к своей семье.

Теоретически я собирался пробыть у Джона лишь до тех пор, пока не подыщу для нас с Бэт и Мэтью квартиру. Но вскоре я узнал, что некий безвестный битловский счетовод посадил меня на жалкие 37 фунтов в неделю, в то время как снять в Лондоне квартиру дешевле, чем за 20 фунтов в неделю было практически невозможно. Мне, кроме того, обещали еще 1 процент доходов "Эппл", что конечно же, составляло 1 процент от нуля. Не желая беспокоить кого-то из Битлов по таким прискорбным финансовым пустякам, я удовлетворился этими 37 фунтами и стал почти "регулярным гостем" Джона.

Тем временем БИТЛЗ поговаривали также и о переезде – подумать только! – на какой-то доселе необитаемый остров в Эгейском море. По наущению Волшебного Алекса и по разрешению в виде исключения от канцлера казначейства и будущего премьер-министра Великобритании Джеймса Каллагена, они только что купили у правого греческого военного правительства за 100 000 фунтов маленький райский островок и пять окружающих его более мелких. Когда Джон показал мне битловский проект на Шангри-Ла, я вспомнил об огромном пауке. Там планировались регулярные пути сообщения, разбивка на личные сектора для каждой семьи БИТЛЗ. И по этим нереальным планам и проектам БИТЛЗ хотели перебраться туда и жить, едва только – ко всеобщей радости – будет окончательно образована фирма "Эппл".

(Помимо того, что "Эппл" так никогда и не была "окончательно образована ко всеобщей радости", Джон и остальные в конечном итоге потеряли интерес к Греции и те острова были спокойно перепроданы почти без выгоды.)

Кроме того, в офисах NEMS, в современном здании Хилли-хаус состоялся ряд скандальных встреч по деловым вопросам. Одна из них была связана с отчислением Брайану Эпстайну 25 процентов комиссионных. Его брат Клайв, возглавивший теперь NEMS, проинформировал БИТЛЗ, что эти деньги выплачивались юридически не Брайану лично, а его компании. Клайв также указал, что ребята не так давно подписали контракт, предусматривающий, что NEMS будет получать четверть доходов еще 9 лет! Скрытый смысл этой строчки мелким шрифтом ознаменовал прозрение БИТЛЗ, наивно полагавших, что вместе со смертью Брайана прекратились и домогательства NEMS. Но наряду с бранью по адресу его брата, они в конечном итоге поняли и то, что единственным спасительным выходом будет самим выкупить NEMS.

Другая встреча, на которой я присутствовал, была посвящена налоговым проблемам БИТЛЗ, без которых и самой "Эппл", наверное, никогда не появилось бы. Насколько я понял со слов Джона, первоначальным назначением "Эппл" было служить хранилищем всех прибылей группы. БИТЛЗ теперь не получали деньги непосредственно "в руки", а оплачивали все свои расходы и счета через компанию.

Однако, один из битловских счетоводов представил гораздо более сложный план. "Значит так, ребята, – заявил он. – Мы решили, что наилучшим решением всех ваших проблем будет создать некую структуру из примерно 30 субсидируемых компаний. Мы подготовили список благонадежных и порядочных людей, которые будут числиться номинальными владельцами этих компаний и доли доходов будут оформлены на их имена. Главная идея состоит в том, что доходы будут постоянно перетекать из одной компании в другую, и мы устроим все так, что Финансовое управление потратит годы, пока сможет лишь начать разбираться в ваших налоговых задолженностях и платежеспособности."

БИТЛЗ тем временем слушали все это с явным беспокойством и недовольством, особенно Джордж, всегда самый подозрительный и дотошный в финансовых делах группы – а этот счетовод начал зачитывать имена адвокатов и банкиров, которые должны были стать фиктивными владельцами компаний.

"Да на х... они нам сдались! – взорвался вдруг Джордж. – Я не собираюсь ставить под своей долей еще чье-то имя. Что это за б...я игра? Я не позволю надирать меня таким образом!"

"Но, Джордж, – запротестовал бухгалтер, – ведь все они порядочные и благонадежные люди..."

"А мне пое..., какие они там! Одно могу сказать: они моих денег не получат!"

"Хорошо, но послушай, Джордж, – примирительным тоном начал этот счетовод, – мы работали над этим проектом три месяца. Мы навели контакты со всеми этими людьми, обо всем с ними договорились, и, потом, это совершенно новая идея для сохранения кучи ваших денег..."

А мне пое..., сколько вы над этим работали, – отрезал Джордж, – мы вам за это платим. И я говорю тебе: можешь выбросить свою совершенно новую идею на х... на помойку!"

И без слов понятно, что на том все и кончилось.

Первое совещание правления "Эппл" (на котором БИТЛЗ решили не присутствовать) также планировалось в Хилли-хаус. Поскольку оно должно было стать моим официальным дебютом в качестве директора "Эппл", а не закадычного приятеля Битла Джона, собираясь выезжать из Кенвуда, я очень волновался. "Для меня все это так странно и необычно, – стонал я, – и я не представляю, какого х... мне теперь делать. Я даже не знаю, должен ли я одевать костюм и галстук для всех этих счетоводов и адвокатов."

"Одевай то, в чем тебе удобнее, – успокоил меня Джон. – Все будет о'кей."

В конце концов, я накинул что-то из предпочитаемых нами тогда полупсиходелических тряпок – и, по обыкновению, опоздал на совещание на пятнадцать минут. Все остальные, включая Терри Дорана, Клайва Эпстайна, протеже Брайана – Элистера Тэйлора, незаменимого м-ра "сделай-принеси", и солидную команду адвокатов и бухгалтеров, которых я видел первый раз в жизни, уже заняли места за огромным импозантным столом. Мое намерение скромно присоединиться к совещанию было нарушено: я вдруг с удивлением и смущением обнаружил, что все эти почтенные господа с нетерпением ожидали моего появления.

"Ну что ж, Пит, – начал кто-то, – я надеюсь, тебе известна цель нашего совещания, и что Джон сообщил тебе все, стоящее на повестке дня."

"Вообще-то, не совсем, – сказал я. – Неплохо было бы, если бы кто-нибудь из вас сообщил мне, о чем здесь идет речь."

К моему удивлению, за этим простым вопросом последовало долгое молчание. Каждый из собравшихся оглядывал сидящих за необъятным столом и ожидал, что первым заговорит кто-то другой. Наконец, Клайв Эпстайн прочистил горло и сказал: "Ну, насколько я понял, "Эппл" будет выпускать поздравительные открытки, и ребята уже дали согласие сочинять для них короткие стишки."

Хотя слова Клайва повлекли за собой еще несколько подобных "личных разумений", они показались мне несколько нереальными и странными. У меня начало складываться впечатление, что меня занесло на чаепитие к Сумасшедшему Шляпнику, особенно после того, как Терри Доран повернулся ко мне и сказал: "Слава Богу, Приехал ты, Пит! Как видишь, здесь никто никого не понимает и не знает. Поэтому для организации всего этого дела нам и нужен такой человек, как ты."

И только тут до меня дошло. Я вдруг понял, что все сидевшие вокруг почему-то были убеждены, что именно Я – почти без чьей-либо помощи – должен организовать многомиллионное предприятие БИТЛЗ! Не какой-то там магазинчик одежды (представляете?!), – а весь тот таинственный новый конгломерат, о функциях которого никто еще и не задумывался. Не успел я оправиться от замешательства, все, как один, встали со своих мест. "Поздравляю, поздравляю, Пит!" – выпалил Терри и, пожав мою руку, тут же шмыгнул за дверь. Все остальные счетоводы, адвокаты и прочие адъютанты БИТЛЗ, не теряя времени, последовали его примеру. "Удач и успехов, Пит! – говорили они. – Были очень рады повидать вас, м-р Шоттон! Всего хорошего, до свидания!"

Один только Элистер Тэйлор, известный своим пристрастием к коктейль-бару, счел уместным "побыть рядом со знаменитостью". "Ну что, Пит, отпразднуем и выпьем по этому поводу, а?" – подмигнул он. После того, как мы налили себе по скотчу, Элистер предложил тост за мое здоровье и успехи. "Поздравляю! Добро пожаловать в "Эппл" и всяческих тебе удач! Если что-то понадобится или я чем-то смогу быть полезен, сразу дай мне знать."

Быстро опорожнив свой стакан, он тоже хлопнул дверью, оставив меня наедине с огромным столом. Я даже не знал, плакать мне или смеяться. И, поскольку делать больше было нечего и поговорить не с кем, мне также ничего не оставалось, как поехать домой.

Вернувшись в Кенвуд, я ворвался в утреннюю комнату. "Что это за чертовщина, Джон? – возмутился я. – Они все думают, что я заправляю и руковожу в с е й компанией!"

"Все правильно", – улыбнулся Джон.

"Ничего себе! Я всего-навсего был директором крохотного магазинчика на Хэйлинге. А ты хочешь, чтобы я возглавил какую-то ё...ю "Эр-Си-Эй" или еще похуже!"

Вместо ответа Джон залился истеричным хохотом.

"Я рад, что т е б я это забавляет, – без улыбки сказал я. – Это т в о я ё...я компания и это т в о и деньги на нее тратятся..."

"Все это х...ня, Пит, – сказал он. В двух словах ситуация такова: нам сообщили, что у нас есть 3 миллиона фунтов, которые, если мы не пустим их в оборот, заберут в виде налога. Значит, нам попросту нужно растратить их к ё...й матери! Так почему бы нам не пустить их в бизнес и немножко этим не позабавиться? Если получится – прекрасно, тогда у нас появится еще больше миллионов, которыми можно будет играть. А если нет – какая х...я разница! Это же те деньги, которые все равно забрали бы сборщики налогов!"

В конце концов БИТЛЗ решили, что их новую империю бизнеса, которую Пол остроумно прозвал Apple Corps (1.Корпорации "Эппл"; 2. Яблочные трупы. – прим.пер.) – нужно разделить примерно на десяток субсидируемых компаний, каждая из которых будет заниматься определенными службами или выпускать товары. В нее должны были войти "Эппл Рилишн" (Розничная торговля), "Эппл Мьюзик", "Эппл Филмз", "Эппл Паблишн", – и как только будет достигнута договоренность с "И-Эм-Ай" и "Кэпитол" – "Эппл Рекордз". Помимо личной ответственности за "Розничную торговлю Эппл", я должен был выступать в роли связующего звена между боссами других отделов и самими БИТЛЗ.

Некоторые директора дочерних компаний, такие, как Деннис О'Делл из "Эппл Филмз" и Рон Кэсс из "Эппл Рекордз", были опытными "профессионалами", которых переманили из прежних компаний обещанием 30 000 фунтов в год. Но. в основном, это были просто старые приятели БИТЛЗ, вроде Терри Дорана, занявшего пост ответственного за "Эппл Мьюзик", или брата Джейн Эшер, Питера, которому суждено было стать главным продюсером "Эппл Рекордз". еще одна дочерняя компания "Эппл Электроникс", была организована специально для Волшебного Алекса. А с назначением на должности управляющего директора и административного директора соответственно Нейла Эспинола и Питера Брауна, мои плечи ощутили огромное облегчение.

Когда БИТЛЗ убедились, что их счетоводы уже сняли в аренду на продолжительный срок 4-х этажное кирпичное здание на углу Бейкер-стрит и Пэддингтон-стрит в центре крупнейшего торгового района Лондона, немедленно была дана заявка на обстановку для универмага. Поскольку на верхних этажах здания оставалось немало свободного места, дом по Бейкер-стрит, 94 стал также и временной штаб-квартирой "Эппл Корпс". Впоследствии компания арендовала для себя дополнительные офисы для "постоянного пристанища" в элегантном георгианском здании за 500000 фунтов по Сэвил-Роу, 3.

За свою хроническую нерасторопность и медлительность я вскоре поплатился еще раз – когда приехал в первый день на работу и обнаружил, что все приличные офисы уже заняты моими более пунктуальными коллегами. Оказалось, что незанятой оставалась одна лишь кладовочка без окон площадью всего 6 х 6 футов! Не желая вступать в конфронтацию с кем-то из других директоров, я безропотно устроил свой офис в этом чуланчике.

Несколько дней спустя Би-Би-Си отправила на Бейкер-стрит, 94 репортера и операторскую группу для того, чтобы взять у меня интервью. Мои посетители были немало удивлены, обранужив босса новой компании БИТЛЗ в крохотной кладовочке. Тем не менее, они каким-то образом умудрились протиснуться ко мне со всем своим оборудованием, и это интервью было надлежащим образом передано по радио на всю страну.

Моей первоочередной задачей в "Эппл" было "подготовить" универмаг к 9 ноября. Поскольку БИТЛЗ уже объявили на весь мир, что в этот день их магазин будет открыт, мне оставалось всего каких-то два месяца на то, чтобы воплотить весь этот проект в жизнь.

После того, как толпа рабочих вытащила прежнее барахло из первого и подвального этажей, я был обязан следить за всеми деталями преображения магазина: от электропроводки, мебели и покраски до размещения и установки кассовых аппаратов. Моя задача еще более усложнялась личной разноголосицей БИТЛЗ по вопросам о внутреннем дизайне помещений. Например, как-то утром в магазин пришел Пол и показал нам, где установить перегородку. Едва это распоряжение было выполнено, явился Джон, хорошенько все осмотрел и сказал: "Что вы тут за х...ню понагородили? На кой черт здесь все это?"

"Пол попросил установить перегородки", – обяснил я.

"О, Господи! Убрать все это на х...! – приказал Джон. – Эти дурацкие перегородки мне тут и на х... не нужны!"

Опальные перегородки были тут же убраны.

На мою долю выпал еще и наем штата сотрудников, и дополнение его двумя тщедушными евреями-портными, которых, если не ошибаюсь, звали Габлик и Шликштейн, осуществлявшими пошив одежды по выкройкам "Простака". Будто этого было еще недостаточно для загрузки меня работой, БИТЛЗ решили, что "Эппл", которая представлялась ими, как "отличное место", где отличные люди смогут купить отличные вещи", должна кроме того вести торговлю широким ассортиментом товаров, начиная от антикварных восточных безделушек до психоделической мебели ручной раскраски и надувных кресел. Последние должны были стать "волной будущего" , хотя лично я считал их более чем бесполезными. Каждый раз, когда я случайно задевал одно из таких кресел сигаретой, это непременно кончалось тем, что я грохался на пол. Одной из особенностей "Эппл" было и то, что в с е в магазине продавалось. Если какому-то покупателю вдруг понравилась бы витрина или какая-то легкая движимость, за соответствующую цену он, в принципе, мог стать их обладателем.

Для меня было совершенно очевидно – и я полагал, что это должно было быть ясно всем остальным – что мне необходим помощник, чтобы не похоронить надежду открыть магазин вовремя. В итоге я прибег к услугам американки Фрэн Льюис, которая разделила со мной мой маленький чуланчик. Но в первый же день ее работы Джон позвонил мне из Хилли-хаус, где сидел с остальными Битлами на каком-то деловом совещании. "С какой это стати ты взял себе ассистентку, Пит? – спросил он. – Все хотят знать, зачем тебе нужна ассистентка." (Одним из средств коммуникации в "Эппл", которое, замечу, действовало безотказно, были сплетни.)

"Зачем мне нужна ё...я ассистентка! – со злостью крикнул я. – А тебе что, ни х...я не понятно?!"

"Тише, Пит, спокойно! – перебил Джон. – Не ори н а м е н я! Лучше приезжай сюда и объясни ситуацию всем остальным."

Через несколько минут я ворвался в Хилли-хаус с намерением "сказать Битлам пару слов". "Значит, так, – сказал я им, – вы хотите, чтобы я за полтора месяца все переоборудовал и обставил и открыл магазин, вы хотите, чтобы я обеспечил готовую одежду, вы хотите, чтобы я был в курсе всех событий и дел – а для этого мне позарез нужен помощник. Я считаюсь директором всей этой х...ни, но если я не могу взять себе даже одну ё...ю асситентку, то все это попросту б...й бред!"

"Ладно, Пит, хорошо! – сказали БИТЛЗ хором в извиняющемся тоне. – У тебя есть ассистентка!"

Однако, даже с необычайно усердной помощью Фрэн, загруженность работой была такой, что мы редко покидали свой "офис" раньше полуночи. Я ехал в Кенвуд, валился с ног, спал несколько часов, завтракал вместе с Джоном – и снова возвращался прямо в свою кладовку еще на 12 – 15 часов работы. Стоит ли говорить, что я был мало обрадован, когда приехал однажды с опозданием и обнаружил на своем столе записку от главного бухгалтера Стефана Мальца: "Если Вам не угодно являться на работу к 10.00, будьте любезны ставить меня об этом в известность."

В ответ на это я нацарапал поперек записки "Bollocks" и вернул его секретарше без комментариев. И хотя я никогда больше не получал подобных замечаний от Стефана Мальца, его записка, тем не менее, была символична для раскольничества, существовавшего в "Эппл" с самого момента ее образования. Стефан Мальц и ему подобные во всех отношениях были такими же энтузиастами, как и Терри Доран или я, но они смотрели на нашу компанию с точки зрения традиционного бизнеса. Помимо всего прочего, они были уверены в необходимости блюсти часы работы, время обеда и всегда носить галстук и пиджак – пусть даже психоделический. А когда я пообедал с ним вместе при первых попытках навести контакт, он сообщил мне по секрету, что уверен в полном успехе "Эппл" и перспективе получить королевскую Премию по Индустрии.

Но это не значит, что иметь дело с Волшебным Алексом или "Простаком" было намного проще. Сколько бы БИТЛЗ ни ассигновали на "Эппл Электроникс", Алекс всегда жаловался, что этого слишком мало для его фантастических изобретений. При этом он заявлял, что не покладая рук работает над созданием искусственного солнца, которое будет всходить над Бейкер-стрит и освещать небо над универсамом в вечернее и ночное время.

Хотя лично я считал Саймона Постхьюма из "Простака" очень славным молодым человеком и необычайно великодушным и щедрым, он становился непреклонным и непоколебимым, если подозревал меня в пренебрежении к его высоким художественным идеалам. Например, он требовал, чтобы все бирки и ярлычки для одежды, продаваемой "Эппл" были сделаны из чистого шелка. Когда я дал отказ на эту безумную экстравагантность, он так разъярился, что я решил обратиться с этим вопросом к Джону. "С точки зрения бизнеса, – заметил я, – это просто безумие. Бирки будут стоить дороже, чем многие вещи сами по себе."

"Сделай так, как он хочет, – распорядился Джон. – И помни, Пит: мы не какие-то бизнесмены, мы – артисты. Для того и создана "Эппл" – для артистов."

"Ну, ладно, – сказал я, – если ты не хочешь, чтобы бизнес был прибыльным – ради Бога."

"Да х... с ней, с этой прибылью, – махнул рукой Джон. – Какая х...вая разница: заработали мы что-то или нет."

Но даже после этого нашим поставщикам понадобилось несколько недель, чтобы изготовить превосходные шелковые бирки как положено. Их оформление всегда было подпорчено каким-то едва заметным недостатком, приводившим Саймона в бешенство. "Это катастрофа!! – гремел он каждый раз. – Хватит, больше так продолжать нельзя!" При всех своих заслугах, которых я находил у него немало, Саймон точно подходил под образ темпераментного художника. (Он даже обиделся на битловскую "The Fool On The Hill"!)

С другой стороны, "Простак", при всех своих несомненных чудачествах, работал с таким же энтузиазмом и усердием, как и все остальные в "Эппл". Получив какое-то определенное задание, они выполняли работу с такой расторопностью, что вгоняли всех остальных в краску.

В конце концов, БИТЛЗ столкнулись с неизбежным и согласились перенести день открытия "Эппл" на 7 декабря. Я же тем временем совершил пару незабываемых "деловых поездок" в Нью-Йорк и Марокко, оставив Фрэн Льюис "держать позицию" в моем чулане.

Поездка в Нью-Йорк – и мое первое посещение Америки – была инспирирована управляющим директором "Мэйси", обсуждавшим с Нейлом Эспинолом возможность введения в этом знаменитом манхеттенском универмаге секции "Эппл" как оригинальную форму "магазина-в-магазине". А поскольку лондонский универмаг с самого начала был задуман, как лишь первое звено в цепи таких магазинов, "опутавших весь мир", нас с Нейлом срочно отправили в Штаты переговорить с директором "Мэйси" лично. Кроме того, нас обязали выяснить реальность еще одной затеи БИТЛЗ – создания международной сети ультрасовременных "дискотек Сержанта Пеппера".

В аэропорту Кеннеди нас встретил могущественный американский адвокат БИТЛЗ, Нэт Уэйсс, который был одним из самых близких друзей и доверенных лиц Брайана Эпстайна. Несмотря на то, что багаж Нейла был забит ценными фильмами и пленками БИТЛЗ, нас пропустили через таможню без вопросов. Затем Нэт усадил нас в самый длинный из виденных мной "Кадиллаков", на каждом крыле которого развевалось по маленькому флажку Объединенного Королевства. А для того, чтобы мы почувствовали себя совсем как дома, по восьмидорожечному стерео-магнитофону, когда мы неслись к Манхеттену, гремела "Земля славы и надеж" ("Land of Hope & Glory" – британский гимн. – прим.пер.).

Первое впечатление о Нью-Йорке у меня сложилось благодаря шоферу, который не только запросто и весело болтал с нами, что было бы неслыханным в классовой Великобритании, но даже просунул нам через перегородку очень крепкую сигарету с марихуаной. После того, как мы с Нейлом устроились в отель "Уорвик", Нэт провез нас по нескольким манхеттенским клубам для избранных, где представлял нас всем без исключения, как "лучших друзей БИТЛЗ" или "директоров новой компании БИТЛЗ, "Эппл"". Соотвественно и принимали нас, как суперзвезд во всех отношениях, и девушки буквально отставивали очередь за нашими автографами. Кончилось все тем, что двух из них мы привезли с собой в отель, где провели фантастическую ночь без сна, большую часть которой вдыхали гашиш через соломинку.

И без слов понятно, что на другое утро ни Нейл, ни я не были "в форме", а нам предстояла встреча в "Мэйси". Дело еще больше усугубилось после того, как наш шофер во время поездки "развеселил нас" очередной порцией марихуаны. К тому времени, когда мы не спеша вошли в нарочито роскошные офисы управляющего директора

"Мэйси", и Нейл, и я уже летали выше, чем битловский м-р Кайт. Директор сидел за громадным столом в компании 6 – 7 сотрудников, и ожидая нас, невозмутимо попыхивал сигарой.

В такой обстановке я выглядел и чувствовал себя совершенно не в своей тарелке – в марокканских бусах братской любви, цветастой рубашке, шелковой расшитой куртке, зеленых вельветовых брюках и сапогах до колен. Тем не менее, все администраторы встретили наше предложение с готовностью и энтузиазмом, и заверили, что не предвидят трудностей, связанных с утверждением нашей договорености с директорами "Мэйси". Единственной проблемой было то, что из-за наркотиков, "сдвига биологических часов" и бессонной ночи мы с Нейлом не могли связать и двух слов и поэтому поторопились закончить встречу, как только была выработана общая форма договоренности. Мы пожали всем руки и пообещали поддерживать постоянный контакт.

Сомневаюсь, что за пять дней, проведенных в Нью-Йорке, мы с Нейлом оставались трезвомыслящими дольше пяти минут. Поскольку мы были странствующими посланниками БИТЛЗ, каждый вечер друзья Нэта Уэйсса по шоу-бизнесу щедро поили и кормили нас и постоянно потчевали наркотиками и роскошными девочками. За все время поездки я потратился на целых... 25 центов, сдав в гардероб пальто в каком-то фешенебельном клубе.

Вторым нашим главным заданием было подыскать в Нью-Йорке подходящее место для первой американской "дискотеки Сержанта Пеппера". Мы нашли прекрасное здание – огромный 4-этражный склад, забитый в то время десятками тысяч ламп. Записав всю необходимую информацию, мы заверили его владельца, что в скором времени БИТЛЗ или их представители наведут с ним контакт.

В последнюю ночь, когда мы с Нейлом были в каком-то клубе, к нам подсела аппетитная парочка пышногрудых черных модисток, которые не возражали, когда я – конечно же, вусмерть пьяный и "приторчавший" – вытащил грудь одной из них наружу из-за декольтированного платья. Нейл покатился со смеху, но часа через полтора-два он хохотал еще громче – уже в нашем номере – когда у этой девицы, пока я ее "натягивал", слетел парик.

Едва мы успели уснуть, в 6.30 зазвонил телефон и наш шофер сообщил, что пора ехать в аэропорт. Только тут вспомнив про свой рейс в 8.00, мы с Нейлом стали в панической спешке одеваться и собирать вещи. Однако, наши хмельные подруги восприняли толчки и пинки с таким негодованием, что мы наивно оставили их отсыпаться сколько им угодно и предложили заказать завтрак за наш счет.

Безмятежно проспавшим весь полет, ни Нейлу, ни мне не снилось, что мы востанавливаем силы после самой дорогой "потягушки" в нашей жизни. Когда через пару недель в "Эппл" пришел счет из отеля "Уорвик", обслуживание номера и стоимость телефонных разговоров за одно лишь последнее утро заметно превысили 1000 долларов! Эти две модистки не только позавтракали бефштексами, клубникой и шампанским, но и заказали пару ящиков выпивки, которую утащили с собой. Вдобавок, они на полную катушку использовали эту редкую возможность для того, чтобы позвонитьо своим подружкам и приятелям в Калифорнию и Европу. Мы с Нейлом быстро и молча подписали счет, моля Бога, чтобы наши коллеги – не говоря уж о БИТЛЗ – не обратили внимания на эти астрономические цифры. Но, как выяснилось, никто их не заметил.

Едва успев пробыть в Англии одни сутки, я должен был снова лететь – на этот раз в Танжер, в компании "Простака". За это время я успел заехать к Джону, которого результаты наших деловых встреч

интересовали гораздо меньше, чем мой рассказ о девочках, "травке" и пьянках. "Да, вот уж вы покутили, так покутили! – с завистью сказал Джон. – Эх, мне бы с вами туда слетать, а не торчать тут и бездельничать!"

"Так что же тебе помешало это сделать? – удивился я. – Давай тогда полетим в следующий раз вместе."

"Если бы я смог изменить свой е...ник, я бы полетел, – вздохнул Джон. – Но из-за всех этих жутких разборок – просто потому, что я – Джон Леннон – я не смогу расслабиться и делать то, что делали вы с Нейлом."

Когда я намекнул, что хотел бы провести эту ночь на Хэйлинге, со своей семьей, Джон сказал, что у него нет сейчас свободных машин, и предложил воспользоваться одной из коллекции Ринго. В итоге я взял "Мини", которую Ринго только что переделал за несколько тысяч фунтов на заказ.

В ту самую ночь был шторм, и поскольку мы жили у моря, проснувшись утром, я обнаружил, что вся дорога – и любимая "Мини" Ринго! – по колено залиты соленой водой, переброшенной штормом через дамбу. К моему ужасу, машина даже не заводилась. Но, к счастью, я сумел оттащить машину в ближайший гараж, и потом на всех парах едва успел вернуть ее Ринго и не опоздать на свой самолет в Танжер.

С точки зрения лондонского "андэграунда" 1967 года, Марокко был "клевым" местом, и, естественно, я и "Простак" решили закупить там ювелирных изделий, тканей и украшений, которые были одновременно на редкость экзотическими и до смешного дешевыми (слава Богу, торговаться мы умели!). Путешествие, впрочем, началось довольно неудачно, когда в Танжерском аэропорту обычное появление "диковинного" квартета привело к тому, что нас на несколько часов задержали недоверчивые работники таможни. Впечатление было такое, что у всех в аэропорту был повод толпиться вокруг нас и глазеть, разинув рот. И так нас встречали повсюду; как за Пестрыми Дудочниками Хэмлина, за нами постоянно тянулись толпы зевак.

Из Танжера мы в большом "Вольво" отправились в "магическое мистическое путешествие", включившее Фез, Касабланку, Атласные горы и Маракеш. Перед самым выездом Саймон Постьхъюма успел навести в Маракеше контакты, и его знакомые с радостью согласились быть нашими гидами. Один из них, как ни странно, оказался мясником, который пригласил нас к себе на кускус (африканское блюдо из крупы, приготовленное на пару мясного бульона. – прим.пер.).

После обеда все мужчины занялись курением гашиша через длинную трубку удивительной красоты. Женщины же, равно как и юный сын хозяина, были благоразумно исключены из этого ритуала. Но, с нашей точки зрения, наиболее необычной деталью обеда было стадо овец, нахально блеявших вокруг стола и испражнявшихся на пол когда и где им хотелось. Казалось, мясник очень боялся, что его овец украдут, если только они не будут все время у него на виду.

А однажды ночью друзья Саймона повели нас по касбе, и для этого случая мы одели длинные до пят накидки с капюшонами, которые называются бурнусами. Смешавшись с толпой фокусников, жонглеров, пожирателей огня и заклинателей змей, мы остановились в арабском кафе "отведать" пластичного опиата для жевания под названием "марджюн", эффект которого оказался настоль косильным, что мои спутники вывели меня из кафе под руки, как слепого. В течение

следующего часа я видел одни только светящиеся разноцветные звезды.

Все это путешествие продолжалось десять дней, то есть почти вдвое дольше запланированного. Когда мы вернулись в Лондон, наши коллеги в "Эппл" уже начали беспокоиться, что нас похитили. На самом же деле мы были настолько очарованы окружающей местностью и так погрязли в своих деловых операциях на базарах, (ибо мы уже успели "просечь" местную систему торговли и не платили тех астрономических цифр, которые заламывали торговцы), не говоря уж о широко распространенном крепком марокканском гашише и кифе, что совершенно утратили чувство времени.

Однако с точки зрения бизнеса как такового, наша поездка в конечном итоге имела сомнительную ценность и выгоду. Большая часть товаров, не взятых с собой домой, таинственным образом затерялась при пересылке (если только они действительно были отправлены).

Одной из моих первоочередных задач после возвращения в Лондон было добиться у Вестминстерского муниципалитета разрешения на психоделическую роспись "Простаком" здания на Бейкер-стрит, 94. Однако в муниципалитете мне недвусмысленно дали понять, что даже БИТЛЗ не станут исключением из правила, требующего, чтобы все деловые здания в этом районе были выкрашены в однотонные черный, белый, коричневый или серый цвет.

В результате мы решили бросить Синим Паскудникам ("Blue Meanies" – ткж."Синие Злыдни" – персонажи мультфильма "Yellow Submarine". – прим.пер.) дерзкий вызов. В последнюю минуту перед открытием универмага, после того, как все основные деловые предприятия закрылись на выходные, я дал распоряжение обнести здание лесами. "Простак" тем временем нанял группу местных студентов-художников, чтобы те помогли воплотить необычный дизайн на 20-метровой кирпичной стене, предоставив руководство росписью "Простаку" и их вдохновенным юным помощникам; я же уехал на Хэйлинг провести выходные с семьей.

Когда рано утром в следующий понедельник я вернулся на работу, грязноватый желто-кирпичный фасад "Эппл" был уже до неузнаваемости изменен удивительными иногоцветными галлюцинациями "Простака". Здание было окружено толпой глазеющих пешеходов, а улица на несколько кварталов была забита автомобилями, водители которых вытягивали шеи, чтобы получше увидеть огромного улыбающегося джинна и окружающие его радуги, звезды и луны. Общий эффект и впечатление превзошли все мои самые оптимистические ожидания.

Но не прошло и пяти минут, как позвонил представитель Вестминстерского муниципалитета. "Что это за безобразие вы сотворили на нашей кирпиичной кладке? – спросил он. Его нужно немедленно убрать!"

"Ну, этому не бывать!" – отрезал я и бросил трубку.

Следующим делом в моей повестке было закончить подготовку к вечеринке в честь открытия, намеченной на тот же вечер. Хоть я и специально распорядился, чтобы список приглашенных был разумно длинным, приглашения, казалось, попали в руки каждого лондонца – даже имеющего самое малое отношение к миру развлечений и моды, не говоря обо всех их друзьях и знакомых. В конце 1967 года приглашение на вечеринку БИТЛЗ считалось главным символом общественного статуса для всех, кроме самих БИТЛЗ. И Пол, и Ринго, исходя из своих соображений, нашли уважительные причины, чтобы не присутствовать там. Довольно подозрительно выглядело и отсутствие

искусственного солнца, которым Волшебный Алекс обещал освещать Бейкер-стрит во время нашей праздничной вечеринки.

В типично ленноновском духе – под влиянием полученной сигареты с марихуаной – мы с Джоном попросили наших гостей прибыть ровно в "8.16", чтобы увидеть в "8.46" демонстрацию мод. Уж если мы должны придерживаться какого-то расписания, решили мы, почему бы нам не выбрать какое-нибудь необычное время? Однако еще задолго до 8.46 оба этажа универмага были настолько плотно забиты, что образовался поток людей, выходящих на улицу глотнуть свежего воздуха. Знаменитый комментатор Би-Би-Си Файф Робинсон посреди самого празднества упал в обморок, и его пришлось приводить в чувство дозой виски. Половина товаров в магазине, между тем, была буквально растоптана ногами.

После вечеринки Джордж Харрисон, одевший по этому случаю изумительный костюм в тонкую черно-желтую полоску, поехал со мной домой к Нейлу на Слоэйн-стрит. "Должен признать, что ты провел огромную работу, – сказал мне Джордж после праздной болтовни у Нейла. – Здание выглядит фантастично, особенно снаружи. А ведь я поначалу не был в восторге, когда мне сказал, что хотят, чтобы директором "Эппл" был ты."

"Почему это?" – удивился я, немало озадаченный.

"Видишь ли, – улыбнулся Джордж, – я всегда считал, что ты оказываешь на Джона дурное влияние."

"А теперь ты, значит, так не считаешь?"

"Нет, конечно, – сказал он, – это просто здорово, что ты с нами. Ты делаешь огромную работу, и теперь я понял, что ты влияешь совсем не дурно."

"Вообще-то, хоть и стыдно признаться, – сказал я, – но мне нравится дурно влиять на Джона. Должен и я в чем-то быть неправ!"

Но только после того, как Йоко стала важной частью жизни Джона, я полностью понял смысл слов Джорджа. Все Битлы, не говоря об их окружении, смертельно боялись непостоянства Джона. После смерти Эпстайна они жили в ожидании того дня, когда он вдруг решит перевернуть "яблочную телегу" и испортит всем жизнь. Очевидно, Джордж полагал, что ИМЕННО Я могу толкнуть Джона на это.

Но, как бы то ни было, стенная роспись "Простака", от которой Джордж – и почти все остальные – были в восторге, смогла выдержать напор муниципалитета всего-лишь три-четыре недели. Когда власти, в конце концов, поставили меня в известность, что они решили отправить на перекраску здания группу маляров, причем, за эту "услугу" "Эппл" пришлось бы соответственно раскошелиться, мне ничего не оставалось, как отдать "свой" приказ и, скрепя сердце, смотреть, как зрелищная фреска "Простака" навсегда укрывается саваном свежей белой краски.

Немного раньше, той же осенью, пока я занимался организацией "Эппл" и бездельничал в Нью-Йорке и Марокко, БИТЛЗ отправились в собственное злополучное "Магическое Мистическое Путешествие". Хотя сам этот телефильм был, в основном, творением МакКартни, Джон в то время тоже был вдохновлен его идеей. Он даже пытался уговорить меня поехать с ними в желто-синем автобусе "Магического Путешествия", но, к сожалению, загруженность делами "Эппл" исключила мое участие в этом "мероприятии".

Вдохновленный вольными приключениями Веселых проказников Кена Кэйси, описанными в книге Тома Вулера "The Electric Kool – Aid Acid Test", Пол предложил, что БИТЛЗ будут просто путешестваовать по сельской местности в автобусе, битком набитом толстыми тетками,

карликами и прочими "клевыми человечками" – и снимать все, что будет с ними происходить. Чем-то вроде сценария стало либретто кинофильма, изданное в виде "комиксов БИТЛЗ", из трех строчек: "Высоко-высоко на небе среди облаков живут не то четыре, не то пять музыкантов. Произнося Волшебные Заклинания, они превращают Самую Обычную Поездку в Магическое Мистическое Путешествие..."

Впоследствии большую часть двух месяцев, запланированных на выпуск фильма БИТЛЗ провели в монтажной комнате "Сохо". Пол был убежден, что "Magical Mistery Tour" будет признан еще одним щедевром БИТЛЗ. Зайдя к ним как-то раз днем, я застал его в превосходном настроении. Он даже крикнул в окно какому-то старому алкашу, распевавшему на улице песни, и пригласил его наверх к нам. Этот алкаш кое-как забрался по лестнице и, с бутылкой в руке, распевал Джоном, Полом, Джорджем и Ринго старые застольные песни, вроде "There's An Old Mill By A Stream" ("А возле ручья стоит старая мельница"). Казалсь, он совершенно не замечает, КТО его новые друзья, по его разумению, БИТЛЗ вполне могли быть обычной группой молодых бездельников из местного пивняка...

21 декабря, перед премьерой "Магического Мистического Путешествия" БИТЛЗ устроили для своих друзей, коллег и знакомых поп-звезд маскарад. Я поначалу собирался появиться там в костюме мушкетера, но в последнюю минуту Джон вдруг воскликнул: "Слушай, а давай будем тедди-боями и оденемся так, как нам всегда хотелось в школе! И давай на этот раз сделаем все, как положено!" Соответственно, мы перерыли необъятный гардероб Джона в поисках подходящих брюк в обтяжку и пары черных кожаных круток и зачесали набриолиненные волосы назад в стиле Тони Кертиса.

Наше появление произвело неотразимое впечатление, но, тем не менее, нас затмили вдохновенные "перевоплощения" Питера Брауна в короля Франции Луи XIV и пресс секретаря Дерека Тэйлора – в Гитлера в нацистской форме. Силла Блэк и ее муж, Бобби Уиллис, пришли соответственно, как рабочий из Ист-Сайда и монахиня, а Джордж и Джуди Мартин произвели фурор, как Герцог Эдинбургский и Королева Елизавета, и все выстроились в ряд и совершали подобающие поклоны и реверансы, а "Филипп" и "Лиза" удостаивали нас вялых рукопожатий.

Но самого романтического перевоплощения смог добиться Фредди Леннон (с которым Джон все еще поддерживал официальные отношения), явившийся в костюме уборщика мусора. Как мне расказали, в то утро Фредди заплатил 5 фунтов своему мусорщику, чтобы тот поменялся с ним одеждой – и даже не позаботился, чтобы постирать эту робу. В результате, от отца Джона страшно несло помоями, и все остальные участники вечеринки старались держаться от него на безопасном расстоянии.

Ко времени, когда мы уселись на просмотр, Джон в лучших тедди-боевских традициях упился, как в добрые старые времена. Более того, точно как и в старые добрые денечки, казалось, что алкоголь выделил наиболее агрессивные аспекты личности Джона. Когда он узнал, что нас с ним рассадили за разные столы, он устроил Элистеру Тэйлору пренеприятную сцену, ибо тот был распределителем мест.

Еще одна неприглядная ситуация возникла уже в конце вечеринки, когда на сцену вышла какая-то группа и большинство гостей разбились по парам танцевать. Полностью игнорируя Син, которая в тот вечер была одета, как сказочная принцесса, Джон щедро одарил своим "вниманием и заботой" Пэтти Харрисон и дошел до

того, что пригласил ее на танец, наверное, впервые за последние пять лет. И хотя Пэтти, несомненно, была чертовски соблазнительна в своем одеянии, оставившим живот едва прикрытым, ни Син, ни Джорджа откровенный флирт Джона нисколько не порадовал. Однако, в конце маскарада близкая подруга Син, тщедушная поп-певичка Лулу, изображавшая Ширли Темпл, вооружившись огромным леденцом на палочке, устроила пьяному Битлу-тедди-бою крутую разборку.

Посреди всеобщего веселья запланированный апогей вечерних развлечений – "Магическое Мистическое Путешествие" – не произвело большого впечатления даже на любителей польстить БИТЛЗ. И хотя лично мне фильм, в общем, понравился – по всяком случае, лица на экране были лицами моих друзей – "Мистическое Путешествие" все же вряд ли было чем-то большим, нежели какой-нибудь домашний 8 мм-вый фильм. Опытный сценарист или режиссер, вроде Элана Оуэна или Ричарда Лестера, возможно, и сделал бы из этого замысла нечто действительно достойное. Однако, БИТЛЗ вообразили, что все вдохновение и блестящие идеи как-то реализуются и без участия таких профессионалов-посредников, – и что спонтанная магия, всегда проявлявшаяся в их сочинительстве, и теперь с равным успехом послужит им в таких незнакомых областях, как, скажем, розничная торговля одеждой или кинофильмы. И вскоре это заблуждение обошлось им очень дорого...

26 декабря, вслед за выходом "Магического Мистического Путешествия" в эфир Би-Би-Си (в качестве рождественского телеподарка), все критики в один голос заговорили о первой неквалифицированной работе и провале БИТЛЗ. При всей возможной мстительности замечаний, колкости, вроде "хаотический", "ужасный", "невероятное чванство" и "откровенная чушь", были лишь немногими из шпилек, "воткнутых" в БИТЛЗ в утренних газетах на следующий день. Вместе с тем, они ознаменовали грубое пробуждение Джона, Пола, Джорджа и Ринго. Впервые за многие годы Битлам напомнили, что они, может быть, и никакие не супермены.


? / 0 / 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22 / 23 / 24 / 25 / 26

Оглавление / Предисловие / Two Of Us / Bad Boy / Love Me Do / Roll Over Beethoven / Come Together / Yer Blues / Getting Better / Baby You're A Rich Man / It's All Too Much / What Goes On? / I Don't Want To Spoil The Party / Day Tripper / It's Only A Nothern Song / Run For Your Life / Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band / The Fool On The Hill / No Reply / Magical Mistery Tour / Flying / Drive My Car / The Ballad Of John And Yoko / I Want You (She's So Heavy) / I Should Have Known Better / Tomorrow Never Knows / Ob-La-Di Ob-La-Da / Беседа с Питом Шоттоном